Прокурор разъясняет
О некоторых вопросах которые возникают у должностных лиц при проведении прокуратурой проверочных мероприятий
В ходе осуществления органами прокуратуры надзора за исполнением законов, прав и свобод человека и гражданина у должностных лиц органов местного самоуправления, органов контроля, а также у руководителей коммерческих и некоммерческих организаций не редко возникают вопросы касательно законности тех, либо иных действий, которые совершают работники прокуратуры руководствуясь требованиями федерального законодательства.
В силу ст. 129 Конституции Российской Федерации полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются Федеральным законом от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее – Закон «О прокуратуре»).
При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки.
Редакцией Закона «О прокуратуре» от 07.03.2017 внесены изменения в статью 21 в соответствии с которой проверки, в том числе в отношении коммерческих организаций, проводятся на основании решения по форме, утвержденной Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 17.03.2017 № 172. Соответствующее решение доводится до сведения руководства проверяемого лица не позднее дня начала проверки.
По общему правилу, согласно ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», статистическая и иная информация, документы (в том числе электронные документы, подписанные электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации), справки и другие материалы или их копии, необходимые при осуществлении возложенных на органы прокуратуры функций, представляются по требованию прокурора безвозмездно в течение пяти рабочих дней с момента поступления требования прокурора руководителю или иному уполномоченному представителю органа (организации), а в ходе проведения проверок исполнения законов - в течение двух рабочих дней с момента предъявления требования прокурора. В требовании прокурора могут быть установлены более длительные сроки.
Таким образом, в силу положений указанной статьи выделяют два вида предоставления информации по требованию прокурора:
- предоставление информации необходимой прокурору при осуществлении возложенных на органы прокуратуры функций без вынесения решения о проведении прокурорской проверки;
- в ходе проведения проверок исполнения законов.
Важно отметить, что непредоставление информации по требованию прокурора, в том числе вне рамок проводимой проверки образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ.
Согласно статье 54 Закона прокурорами, наделенными предусмотренными статьей 6 и пунктом 1 статьи 22 полномочиями, являются также помощники (старшие помощники) прокуроров, действующие в пределах своей компетенции.
Помощник прокурора при проведении проверочных мероприятий с выходом на место наделен правом, при осуществлении возложенных на него функциональных обязанностей, помимо прочего, в соответствии с требованиями ст. ст. 6, 22 Закона «О прокуратуре»:
- по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в пункте 1 статьи 21 Закона «О прокуратуре», иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;
- требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов и материалов или их копий, статистических и иных сведений в сроки и порядке, которые установлены пунктами 2, 2.1, 2.3, 2.4, 2.5 статьи 6 указанного Федерального закона; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций.
- получать объяснения от должностных лиц и граждан по вопросам, возникающим в ходе проверки.
Кроме того, в силу ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор при осуществлении возложенных на него функций в том числе вправе:
- требовать от руководителей и других должностных лиц поднадзорных органов, учреждений, а также коммерческих и некоммерческих организаций выделения специалистов для выяснения возникших вопросов;
- вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.
Следует также развеять распространенное в обществе мнение, что прокуратура налагает штрафные санкции на должностных и юридических лиц. В полномочия прокурора, а также его заместителя входит полномочие возбуждать производства по делу об административном правонарушении. В последующем, оценка законности действиям лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, осуществляется либо органом, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, либо судьей.
Кроме того, типичным заблуждением которое возникает у лиц в отношении которых проводятся проверочные мероприятий является подмена понятия «обыск», определенного ст. 182 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации категорией «проверка» проводимой во исполнение полномочий, возложенных на прокурора ст. ст. 6, 22 Закона «О прокуратуре». Требования указанной статьи Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации на работников прокуратуры не распространяются, так как, как уже было указано ранее, организация и порядок деятельности прокуратуры определены отдельным федеральным законом.
Помощник прокурора Нанайского района, юрист 3 класса, Иванов П.А.