Прокурор разъясняет
Сроки предоставления бюджетной (финансовой) отчетности администрациями сельских поселений Хабаровского края
В целях установления правового регулирования бюджетных отношений Федеральным законом от 31.07.1998 № 145-ФЗ утвержден Бюджетный кодекс Российской Федерации (далее по тексту - БК РФ).
Согласно абз. 2 ч. 1 ст. 1 БК РФ к бюджетным правоотношениям относятся отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.
В силу ч. 1 и 5 ст. 264.2 БК РФ главные администраторы бюджетных средств составляют бюджетную отчетность на основании представленной им бюджетной отчетности подведомственными получателями (распорядителями) бюджетных средств, администраторами доходов бюджета, администраторами источников финансирования дефицита бюджета.
Отчет об исполнении местного бюджета за первый квартал, полугодие и девять месяцев текущего финансового года утверждается соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией и направляется в соответствующий законодательный (представительный) орган и созданный им орган внешнего государственного (муниципального) финансового контроля.
Согласно ч. 1 ст. 264.1 БК РФ единая методология бюджетного учета и бюджетной отчетности устанавливается Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с положениями данного Кодекса.
Порядок составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации определен Приказом Минфина России от 28.12.2012 № 191н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и предоставления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» (далее по тексту - Инструкция № 191н).
В соответствии с п. 4 Инструкции № 191н бюджетная отчетность формируется в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, и представляется с обязательным обеспечением защиты информации в соответствии с законодательством Российской Федерации на электронных носителях или путем передачи по телекоммуникационным каналам связи в порядке, установленном субъектом консолидированной отчетности для субъектов бюджетной отчетности, показатели отчетности которых включаются при формировании консолидированной бюджетной отчетности.
В случае отсутствия организационно-технической возможности у субъекта бюджетной отчетности формирования и хранения бюджетной отчетности в виде электронного документа и (или) в случае, если законодательством Российской Федерации установлено требование о необходимости составления (хранения) документа исключительно на бумажном носителе, бюджетная отчетность формируется на бумажном носителе и представляется главным бухгалтером субъекта бюджетной отчетности или лицом, ответственным за ведение бюджетного учета, формирование, составление и представление бюджетной отчетности, в сброшюрованном и пронумерованном виде с оглавлением и сопроводительным письмом с одновременным представлением электронной копии бюджетной отчетности на электронных носителях или путем передачи по телекоммуникационным каналам связи.
В силу п. 10 Инструкции № 191н получатель бюджетных средств представляет бюджетную отчетность своему вышестоящему распорядителю (главному распорядителю) бюджетных средств в установленные им сроки.
В пределах своих полномочий Финансовым управлением администрации Нанайского муниципального района Хабаровского края издан приказ от 17.03.2021 № 17 «О сроках представления в финансовое управление Нанайского муниципального района месячной, квартальной и годовой бюджетной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы, и квартальной и годовой консолидированной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений главными распорядителями средств бюджета», которым установлены сроки предоставления отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы для администраций сельских поселений Нанайского муниципального района Хабаровского края в электронном виде (с применением электронной цифровой подписи) в программном комплексе «Свод-Смарт»).
Нарушение сроков представления бюджетной (финансовой) отчетности влечет наступление административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 15.15.6 КоАП РФ, за непредставление или представление с нарушением сроков, установленных законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
Результаты надзорной деятельности указывают, как правило, на ненадлежащую работу в рамках бюджетных компаний администраций сельских поселений по вопросам предоставления отчетности.
К примеру, в 2021 году по результатам надзорной деятельности установлено, что в нарушение абз. 8 пп. 2.1.1 п. 2.1 приказа Финансового управления администрации Нанайского муниципального района Хабаровского края от 14.10.2019 № 40 (с учетом изменений внесенных приказом от 18.12.2020 № 61) «О сроках предоставления в финансовое управление Нанайского муниципального района месячной, квартальной и годовой бюджетной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы» ведущим специалистом администрации Найхинского сельского поселения Нанайского муниципального района Хабаровского края Ким И.М. подготовлены отчеты формы 0503387М (версия 01.01.2016) за периоды январь и март 2021 года, которые направлены в электронном виде (с применением электронной цифровой подписи) посредством использования программного комплекса «Свод - Смарт» в нарушение установленного срока предоставления отчетности, т.е. позднее 4 числа календарного дня месяца, следующего за отчетным периодом, а именно 08.02.2021 и 07.04.2021 гг.
Выявленные нарушения стали возможными ввиду ненадлежащего осуществления главой администрации Найхинского сельского поселения Нанайского муниципального района Хабаровского края Бельды А.Б. полномочий по ведению бюджетного учета, формированию, составлению и представлению бюджетной отчетности.
Прокуратурой района, исходя из характера выявленных нарушений закона, 22.06.2021 года в адрес администрации сельского поселения внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства, которое находится на рассмотрении, а также вызвано должностное лицо для вынесения мотивированного постановления о возбуждении производства об административном правонарушении по ч. 1 ст. 15.15.6 КоАП РФ.
Настоящее разъяснение бюджетного законодательства с примером правоприменительной практики направляется для оптимизации процессов формирования и направления бюджетной (финансовой) отчетности администрациями сельских поселений Хабаровского края с целью недопущения правонарушений в указанном направлении.
Помощник прокурора Нанайского района
Хабаровского края
юрист 3 класса Д.А. Хмелевский